Печатные платы ( P-CAD, BMP, DXF ) находятся в архиве здесь ( rar, 85k ).

 

В схеме можно использовать практически любой операционник/компаратор, допускающий питание от 5В однополярного. Если он имеет выход с открытым коллектором, то резистор R8 заменяется перемычкой, а дополнительно включается резистор 1-2к между базой VT2 и 8 ногой операционника. Второй операционник из корпуса не используется.

Резистор R5 и сопротивление параллельно включенных R3 и R4 используются для получения большей помехоустойчивости ( гистерезиса ). В предельном случае R5 можно заменить перемычкой.

Стабилитрон D1 любой на напряжение 4.7-6.9В. При наладке схемы следует подбирать R7 для того, чтобы при 6В питания на операционник приходило питание не менее 4В, а при 15 - не превышался рабочий ток стабилитрона.

Может, лучшим вариантом было бы питание светодиода от источника тока ( есть даже диоды, стабилизирующие ток, от Motorola, например - но их достать надо ). Также в питании можно применить интегральный стабилизатор типа 78L05 - но не будет защиты от переполюсовки, и от повышения питания свыше 30В ( это требование к автомобильным схемам ).

В качестве светодиода и фототранзистора D2/VT1 используется готовая оптопара ISO3 Sharp, либо дискретные из мыши, флопика, Cd-ROM, или еще чео попадется. Параметры их всех примерно одинаковы, если используется фототранзистор. Размер щели не имеет значения - как показала практика, даже голые светодиод и фототранистор обеспечивают достаточную для трамблера точность.

Также возможно изменение схемы под имитацию ДХ коммутатора от 2108. Для этого нужно поменять местами фототранзистор и резистор R2. При этом инвертируется выходной сигнал. Так как оптопара в моноблоке - заодно меняем местами R1 и D2, соответственно остаётся общая точка, только между другими ногами, и к плате остаётся три провода. Этот общий провод кидается на конт. площадку в центре платы - или на плюсовую (у меня сейчас так, квадратное расширение дорожки идущей к стабилитрону) или на земляную (между площадками выхода фотика и питания светика, тут понятно думаю). В общем, если держать в руках плату, все понятно будет.

Ну, и немного про монтаж. Отверстия в плате подогнаны под штатные - одним надевается на ось кулачка - надо только втулочку поставить, чтобы не съезжало, и штатной стопорной шайбой крепится, второе - через стойку в отверстие болта, зажимающего пластину с неподвижным контактом. Эту пластину надо порезать немного (мне это было проще, чем с латунной направляющей спрессовывать) - неподвижный контакт крыльчатке мешает. Ну и по размерам крыльчатки - у меня получились диаметры 17, 20, 23 мм соответственно ( внутренний диаметр, начало лопастей, концы лопастей )..

Подобный датчик можно собрать на чем угодно, что есть в наличии. Мною лично ( В. Горбунов ) были опробованы 3 варианта - 2 транзисторных, и один очень похожий на этот, но с 555 таймером в роли компаратора и выходного ключа. Все 3 нормально работают, и перебирались сворее, их конструктивных соображений. Не стесняйтесь экспериментировать.

Сергей, по тете асе 45533182

Гомель.

 

Используются технологии uCoz